Нарушение санитарно-эпидемиологических норм, ст. 236 УК РФ

Форма записи на консультацию

Только один файл.
Ограничение 32 МБ.
Допустимые типы: gif jpg png bmp eps tif pict psd txt rtf html odf pdf doc docx ppt pptx xls xlsx xml avi mov mp3 ogg wav bz2 dmg gz jar rar sit svg tar zip.
Есть вопросы?
Свяжитесь с нами!
+7 (495) 114-52-78
WhatsApp: +7 (929) 650-52-78

Нарушение санитарно-эпидемиологических норм может повлечь за собой серьёзные последствия и нанести вред здоровью и жизни человека.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое привело к тяжким последствиям, таким как серьёзные заболевания или смерь человека, регламентируется статьёй 236 УК РФ. Объектом данного преступления являются безопасные условия жизни граждан, которые исключают возможность опасного воздействия на людей различных факторов, распространение инфекций и вредных микроорганизмов, массовых отравлений и заболеваний. Субъектом преступления считается лицо, которое обязано соблюдать санитарные правила.

Ответственность занарушение санитарно-эпидемиологических норм

Наказание за несоблюдение норм санитарно-эпидемиологических требований, может быть, как уголовным, так и административным, поскольку правонарушение может быть совершено как посредством неправильных действий, так и бездействием лица. К административной ответственности можно привлечь лиц, достигших 16-ти лет, должностных лиц, предпринимателей и юридических лиц.

Если нарушение санитарных норм привело к случаям отравления людей или возникновения заболеваний, в силу вступает ст. 236 УК РФ, которая предусматривает ряд наказаний за данный вид правонарушения. Минимальным наказанием является взыскание штрафа с виновного лица либо изъятие заработной платы, а также других видов дохода за полугодичный период. Также эта статья предусматривает наложение запрета на определённый вид деятельности и ограничение возможности занимать руководящие должности сроком на 3 года. Ещё одной мерой наказания являются исправительные работы сроком до 1 года. Максимальным наказанием для виновного за нарушение санитарно-эпидемиологических правил является ограничение свободы сроком на 1 год.

Почему за юридической помощью нужно обратиться именно к нашим юристам и адвокатам?

Для этого имеется минимум пять причин:

  • У нас работают юристы и адвокаты с высокой профессиональной репутацией и подтверждённым успешным опытом.
  • Наши юристы - бывшие судьи - ведут дела с учётом их рассмотрения с обеих сторон – обвинения и защиты, что даёт очевидное преимущество, прогнозируемый результат и максимально повышает шансы на успех
  • Возможен срочный выезд юриста.
  • Фиксированная цена: стоимость услуг прописывается в договоре и не меняется в процессе сотрудничества.
  • Конфиденциальность: информация, полученная от клиента, не разглашается третьим лицам

Какие услуги окажут наши юристы и адвокаты по нарушениям санитарно-эпидемиологических норм?

  • Консультации с изучением документов
  • Юридический анализ перспектив дела
  • Изучение судебных практик
  • Формирование правовой позиции и стратегии защиты. Профессиональный юрист даст вам рекомендации, касающиеся наиболее верной стратегии действий. Консультация поможет вам выстроить линию поведения, которая приведёт к максимально благоприятному результату
  • Сбор доказательств, в том числе - поиск новых свидетелей и документов. Мы самостоятельно исследуем обстоятельства дела, привлекаем экспертов, собираем доказательства в пользу клиента
  • Составление жалоб, ходатайств, заявлений и прочих процессуальных документов
  • Контроль соблюдения прав обвиняемого на каждом этапе расследования
  • Защита на досудебном этапе
  • Принятие мер, направленных на снятие обвинений, смягчение наказания, вынесение оправдательного приговора и т.д.
  • Защита в суде, присутствие в судах всех инстанциях

Наши преимущества

Мы оказываем юридические услуги более 15 лет

Начиная с 2018 года оказываем услуги за рубежом

100% выигранных дел в прошедшем году

Опыт работы в Федеральных судебных структурах и государственных органах

Фиксированная цена

Срочный выезд

Срочная консультация

Абсолютная конфиденциальность

Стоимость юридических услуг

Административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм

Данное правонарушение можно характеризовать как умышленное, либо совершенное по неосторожности. Данные дела рассматриваются в судебном порядке и влекут за собой ответственность в виде наложения штрафа. Основанием для возбуждения дел о нарушении санитарно-эпидемиологических норм являются протоколы, составленные должностными лицами правоохранительных органов и органами прокуратуры.

Уголовная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм

Статья 236 УК РФ установила уголовную ответственность за нарушение санитарное - эпидемиологических правил, повлёкшее по неосторожности массовое заболевание, отравление людей или смерть человека.

Объектом данного преступления является здоровье населения. Для оценки здоровья населения целесообразнее использовать термин "санитарное - эпидемиологическое благополучие населения". Его можно охарактеризовать как состояние здоровья группы людей и среды их обитания на определённой территории в конкретный период времени, при котором учитывается положительное и негативное воздействие факторов среды обитания на человека.

Объективная сторона преступления выражается в активных действиях и бездействии.

Активные действия могут состоять в следующих видах:

  • выпуске пищевых продуктов, представляющих опасность для человека
  • нарушении научно обоснованных физиологических норм при организации питания в образовательных учреждениях
  • использовании опасных способов захоронения отходов производства
  • превышении предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы
  • спуске сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно - питьевого назначения
  • проведении дезинфекции в учреждении в присутствии людей, не имеющих отношения к обработке
  • нарушении предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для занятия спортом
  • использовании при вакцинации медицинских иммунобиологических препаратов, не прошедших сертификацию, и прочее

Бездействие проявляется:

  • в неосуществлении обезвреживания отходов потребления
  • не обеспечении безопасных условий труда
  • не проведении ограничительных мероприятий (карантина) на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и пр.

Альтернативным является такой элемент состава преступления, как последствия - массовое заболевание или отравление. Преступление признается оконченным, если нарушение санитарных правил повлекло массовое заболевание (эпидемию) или отравление. Поэтому создание лишь угрозы возникновения указанных последствий не влечет уголовную ответственность

СПРАВКА: Эпидемия означает инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения. Эпидемия считается начавшейся, если количество заболевших на 100 тыс. человек превышает установленный эпидемический порог. Так, объявление эпидемии гриппа в Москве происходит, если на 100 тыс. населения заболевают 1317 человек (по нормам Всемирной организации здравоохранения эпидемия гриппа начинается с 400 случаев заболевания на 100 тыс. человек).

Понятие "массовое заболевание" нуждается в толковании для отграничения от таких последствий, как "причинение вреда здоровью двух или более лиц" (ст. 238 УК) или "иные тяжкие последствия" (ч. 2 ст. 219, ч. 2 ст. 220 УК и др.).

Массовым может быть любое заболевание (инфекционной и иной природы) большого количества людей, превышающего средний уровень заболеваемости в данном регионе, в аналогичный период времени. Очевидно, что показатели среднего уровня заболеваемости и соответственно массового заболевания в разное время года и в разных административно - территориальных образованиях не совпадают.

Причинная связь в данном составе существует, если массовое заболевание (отравление) вызвано факторами, возникшими в результате нарушения санитарно - эпидемиологических правил. Если нарушение санитарных правил вызвало причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то ответственность может наступить по ст. 238 УК РФ ("Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности") или по статьям главы 26 УК ("Экологические преступления").

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К их числу могут относиться как сами заболевшие, явившиеся источником распространения инфекции, так и специальные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Должностные лица за нарушение санитарных правил должны отвечать не только по ст. 236 УК РФ, но и по ст. ст. 285, 286, 293 УК РФ, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной, немуниципальной организации (органе), - по ст. 201 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины по отношению к последствиям.

Часть 2 ст. 236 УК предусматривает один квалифицирующий признак, характеризующий последствия рассматриваемого преступления: наступление смерти хотя бы одного человека. При такой формулировке квалифицирующего признака для привлечения к уголовной ответственности не имеет значения, наступила ли смерть лишь одного человека или умерло несколько лиц.

Развитие медицины и появившиеся возможности снижения риска инвалидности и наступления смерти, лечения заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми, а также существование обычно ряда косвенных причин, способствующих возникновению и (или) распространению массового заболевания, обусловили снижение размера ответственности в действующем Уголовном кодексе за это деяние. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 236 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а нарушение санитарно - эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК), рассматривается как преступление средней тяжести.

Что надо знать о проверках Роспотребнадзора

Деятельность всех организаций регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания. Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества. Отвечает за данное направление Роспотребнадзор. Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может ожидать у себя визита сотрудников этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. В случае нарушений, штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать. Поэтому каждому предпринимателю и руководителю предприятия стоит знать, чего можно ожидать от проверяющих.

Любое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:

  • от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ
  • выявление повторного нарушения влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат
  • если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно и создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, началу эпидемий, то штраф будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов
  • масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на от 2 до 5 лет.

Чтобы полностью оценить уровень наказания после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН:

  • нарушение любого из СанПиН согласно ст.6.3 Административного кодекса (КоАП РФ) позволяет наказать предпринимателя как предупреждением, если его действия не вызвали масштабных последствий, до штрафов в размере от 500 до 20 000 рублей, если речь идет о юридических лицах
  • несоблюдение санитарных норм и правил, которые привели к тяжелым последствиям, а именно отравлениям и болезням покупателей, часто подпадает под ст. 236 УК РФ, что влечет за собой более серьезное наказание - от 80 000 рублей до 5 лет лишения свободы, а также до 360 часов принудительных работ
  • за ведение деятельности, которая предполагает нечестные отношения с потребителями, а именно их обман со стороны предпринимателя, КоАП предполагает согласно ст. 14.7 штраф до 50 000 рублей, который может быть наложен на должностные лица предприятия
  • за невыполнение своевременно предписаний касательно нарушений санитарных норм и правил, которые были изложены Роспотребнадзором ранее, предприниматель также может быть оштрафован на сумму 300 рублей до 20 000 рублей ,что указано в ст.19.5 КоАП
  • ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, не выполнивших нормы СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 000 рублей
  • ст. 14.5 очень похожа на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 000 рублей
  • штраф для предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции, предполагает взыскание до 30 000 рублей
  • под штрафы попадает и деятельность, которая проводится на основе неправдивых документов, подтверждающих качество продукции, что ведет к несоблюдению санитарных норм и правил, а также нарушению иных прав потребителя, как указано в ст. 14.8. Взыскание за такую деятельность может быть начислено в сумме до 10 000 рублей
  • для предупреждения нарушений, а также их выявления необходима проверка, но часто представители объекта инспекции не допускают инспекторов для проведения необходимых контрольных мероприятий или оказывают другое сопротивление. Эти действия предусмотрены в ст. 19.5 и предполагают штраф до 20 000 рублей.

Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.

Протокол Роспотребнадзора

Протокол Роспотребнадзора – это документ, который является основой для возбуждения дела об административном правонарушении. Только при его оформлении возможно выставление штрафа объекту проверки за несоблюдение СанПиНов или других норм изготовления и реализации продуктов питания.

Протокол о нарушении должен содержать такие обязательные параметры:

  • детальное описание выявленной ошибки
  • место проверки
  • дата инспекции
  • должность и данные инспектора, который составил этот документ
  • статья и название законодательного акта, которая была нарушена

После составления протокола о нарушении сотрудник Роспотребнадзора должен разъяснить его содержание руководителю компании, после чего сделать пометку о проведённой работе. Копия самого документа обязательно должна быть передана на объект инспекции на протяжении 1 суток после его составления. О получении экземпляра протокола представитель объекта проверки обязательно должен расписаться.

Административное расследование Роспотребнадзора

Роспотребнадзор – это контролирующий орган, на который возложены функции защиты прав потребителей, за счет выявления соответствия продукции нормам, указанным в законодательных актах РФ.

Следующим этапом проверки Роспотребнадзора является проведение административного расследования, которое направлено на детальное изучение выявленных нарушений и определение размера штрафа по данному случаю.

Для выполнения своих обязанностей Роспотребнадзор имеет некоторые права:

  • своевременная инспекция документов о получении образования сотрудниками объекта проверки, наличия медицинских книжек, корректность трудовых договоров
  • ревизия журнала контроля деятельности предприятия, которая включает, как ознакомление с работой, которая в нем записана, так и с нарушениями в процессе его видения
  • проверка документации, являющимися подтверждением качества продукции, к которым можно отнести лицензии, сертификаты и другие формы, установленные нормативными актами РФ
  • инспекция работы контрольно-кассового оборудования
  • проведение контрольных закупок;
  • выдача предписаний по выявленным нарушениям, наложение штрафов, оформление документации по результатам проверки.

В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации. Кроме этого они непосредственно влияют на здоровье населения страны, а также животных. Поэтому контроль совершается постоянно. Да и граждане часто обращаются с жалобами, что приводит к внеплановым инспекциям.

Каждое мероприятие, направленное на выявление качества продуктов питания, должно быть оформлено соответствующим актом о проверке и протоколом проведенных действий. В данных документах должны быть указаны все необходимые реквизиты, внесена информация по предприятию, расписаны выявленные нарушения, а также обязательно указываются данные ответственных лиц на объекте проверки и инспекторов.

Акт оформляется в 2-х экземплярах, один из которых остается у руководителя предприятия. Одновременно с ним обязательно должен быть составлен Протокол о возникновении административной ответственности, который является основным документом следующего этапа проверки Роспотребнадзора. Дополнительно оформляют и Предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть завизировано подписями инспекторов. Если же не выявлено никаких проблем и ошибок в работе предприятия, то данная информация указывается в самом акте о проведённой инспекции.

Штрафы – это ода из наиболее лояльных мер наказания. Ведь в случае выявления серьезных нарушений деятельность предпринимателя, который допустил несоблюдение санитарных норм и правил, может быть приостановлена. Каждому ИП необходимо быть крайне внимательным к производству продукции, а также реализации. Это защитит во время проверок от наказания и финансовых потерь, а также защитит потребителя от некачественных продуктов и услуг.

Проверка соблюдения обязательных требований — довольно тревожная процедура для проверяемых. Избежать недоразумений в таких ситуациях обычно помогает неукоснительное соблюдение соответствующего регламента всеми участниками проверки.

Права и обязанности проверяющих и проверяемых

С 30.09.2012 проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства должны проводиться в соответствии с новым Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее ― Административный регламент). В соответствии с Административным регламентом проведение таких проверок возложено на органы Роспотребнадзора и должностных лиц указанных органов, к которым относятся:

  • руководитель Роспотребнадзора, начальники управлений и отделов в составе управлений Роспотребнадзора, их заместители
  • советники, консультанты (в том числе ведущие), специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) Роспотребнадзора
  • руководители управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, руководитель Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, их заместители
  • начальники отделов, их заместители, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту
  • начальники, их заместители, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) территориальных отделов управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации
  • начальники отделов, их заместители, консультанты, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальных отделов

В целях надлежащего проведения проверок вышеперечисленные должностные лица наделяются соответствующими полномочиями — правами и обязанностями. Так, указанные должностные лица имеют право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке от проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию и документы, необходимые при проведении проверки, а также относящиеся к предмету проверки (являющиеся объектами проверки) образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей и производственной среды
  • беспрепятственно (при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о назначении проверки) посещать территорию и объекты проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводить их обследования, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия, связанные с проверкой
  • производить отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений, а также измерения факторов среды обитания, досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов)
  • привлекать к проведению проверки экспертов, экспертные организации (с соблюдением установленных на этот счет ограничений)
  • выдавать проверяемым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства и (или) о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения указанных требований на соответствующих территориях и объектах
  • вносить в установленном порядке предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства
  • вызывать в органы Роспотребнадзора должностных лиц проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по находящимся в производстве указанных органов делам, получать от них необходимые объяснения и документы (как подлинники, так и их копии)
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями проверяемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства, а также рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений

Что не имеют права делать представители Роспотребнадзора при проверках

При проведении проверки должностные лица органов Роспотребнадзора не вправе:

  • проверять соблюдение требований санитарного законодательства, не относящихся к полномочиям органа Роспотребнадзора, от имени которых действуют эти должностные лица
  • осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (кроме случаев, предусмотренных законодательством), превышать сроки проведения проверки
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не относящихся к предмету проверки (не являющихся объектами проверки), а также изымать оригиналы таких документов
  • производить отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами (либо действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений)
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
  • осуществлять выдачу проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписаний (предложений) о проведении проверочных мероприятий (исследований, измерений и т. п.) за их счет

Что обязаны делать представители Роспотребнадзора при проверках

При проведении проверок должностные лица органов Роспотребнадзора обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований санитарного законодательства
  • соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также сроки проведения проверки
  • проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о ее проведении и в соответствии с ее назначением, только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии указанного распоряжения, а в случае, предусмотренном законодательством, и копии документа о согласовании проведения проверки
  • не препятствовать руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету (объекту) проверки
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченных представителей проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ознакомить их с положениями Административного регламента, иных нормативных актов, содержащих требования к проведению проверки
  • в установленном порядке предоставлять руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету (объекту) проверки
  • по окончании проверки в установленном порядке знакомить руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с ее результатами, а также оформить запись о проверке в журнале учета проверок (при наличии последнего у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя)
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений проверяемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, не допуская при этом необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых
  • не требовать от проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании со стороны проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

Какие права есть у проверяемых лиц во время инспекции Роспотребнадзора

В свою очередь, проверяемые юридические лица, их уполномоченные представители, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители в период проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету (объекту) проверки
  • получать от органа Роспотребнадзора, должностных лиц органа Роспотребнадзора информацию, которая относится к предмету (объекту) проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа Роспотребнадзора
  • обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством
  • на возмещение вреда, причиненного должностными лицами органа Роспотребнадзора при осуществлении проверки

Какие обязанности имеются у проверяемых лиц во время инспекции Роспотребнадзора

В период проверки проверяемые юридические лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители обязаны:

  • предоставить доступ должностным лицам органов Роспотребнадзора на территории и объекты, подлежащие проверке, к проверяемым транспортным средствам и перевозимым ими грузам, а также запрашиваемые указанными лицами сведения и документы по вопросам соблюдения в процессе осуществления своей деятельности требований санитарного законодательства
  • обеспечить присутствие лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства, либо лично присутствовать при проведении проверки

Общие вопросы организации проверок соблюдения требований санитарного законодательства

Проверка проводится на основании распоряжения органа Роспотребнадзора о проведении проверки. В распоряжении за подписью руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора, удостоверенной оттиском печати органа Роспотребнадзора, указываются:

  • наименование органа Роспотребнадзора
  • фамилии, имена, отчества (последние — при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (при проведении проверки комиссией первым указывается должностное лицо, возглавляющее комиссию)
  • наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его нахождения;
  • цели, задачи, предмет (объект) проверки, правовые основания и срок ее проведения (в днях или часах)
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • проведенные мероприятия в рамках проверки

Общий срок проведения проверки соблюдения требований санитарного законодательства не может превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства не может превышать (в течение года): 50 часов — для малого предприятия, 15 часов — для микропредприятия. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен посредством издания нового распоряжения руководителя органа Роспотребнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов (продление сроков внеплановой проверки не допускается), а копии указанного распоряжения, представляемые (направляемые) уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, заверяются оттиском печати издавшего его органа Роспотребнадзора.

Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), указанным(и) в распоряжении о проведении проверки. В случае отсутствия по уважительной причине должностного лица органа Роспотребнадзора, являющегося единственным указанным в распоряжении лицом, уполномоченным на проведение проверки (например, в связи с болезнью, привлечением к иным неотложным служебным мероприятиям и т. п.), руководителем органа Роспотребнадзора либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки с указанием в нем иного должностного лица, уполномоченного на проведение проверки.

Заверенная оттиском печати копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под роспись должностным лицом (должностными лицами) органа Роспотребнадзора, проводящим (проводящими) проверку, руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

По требованию руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностное лицо (должностные лица) органа Роспотребнадзора обязано (обязаны) также представить информацию об органе Роспотребнадзора, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях, если последние привлекаются к проверке (в целях подтверждения полномочий).

Плановые и внеплановые проверки

Плановые проверки разрешается проводить не чаще 1 раза в 3 года на основании разрабатываемых органами Роспотребнадзора ежегодных планов. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо со дня окончания проведения его последней плановой проверки (в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года).

О проведении плановой проверки руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, их уполномоченные представители уведомляются не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения плановой проверки (направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом).

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Выездная проверка (плановая и внеплановая) проводится в случаях, когда поставленные перед проверяющими цели и задачи не могут быть выполнены посредством документарной проверки. Начинается она с предъявления служебного удостоверения должностным лицом (должностными лицами) органа Роспотребнадзора и обязательного ознакомления руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя:

  • с распоряжением (приказом) о проведении проверки
  • полномочиями проводящего (проводящих) проверку должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора
  • целями, задачами, основаниями, сроками и условиями проведения проверки;
  • видами и объемом проверочных мероприятий
  • составом экспертов, представителями экспертных организаций — в случае если они привлекаются к проверке

Во время проведения плановой проверки:

Осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих права и обязанности проверяемых лиц, документах, используемых при осуществлении ими их деятельности и связанных с исполнением ими требований санитарного законодательства, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов Роспотребнадзора. К указанным документам относятся:

  • правоустанавливающие и учредительные документы
  • приказы (распоряжения) о назначении лиц, ответственных за обеспечение соблюдения требований санитарного законодательства, их должностные инструкции и др.
  • имеющиеся в органе Роспотребнадзора предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия — если такие предписания ранее выдавались проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю
  • материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях — если такие дела ранее были возбуждены в отношении проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя
  • договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения территорией (объектом) на законных основаниях
  • техническая (технологическая) документация, связанная с вопросами обеспечения соблюдения требований санитарного законодательства
  • лицензия проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя — если им в процессе осуществления своей деятельности выполнялись работы, подлежащие лицензированию
  • сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию

Выполняется оценка соответствия деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям санитарного законодательства с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

  • обследование (визуальный осмотр) территории (объекта)
  • отбор образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения
  • проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований санитарного законодательства с фактами причинения вреда

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

Истечение срока исполнения проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного органом Роспотребнадзора предписания об устранении нарушения требований и (или) несоответствия таким требованиям

Наличие решения органа власти (управления) об установлении особого санитарно-эпидемического режима на соответствующей территории

Поступление в орган Роспотребнадзора:

  • сведений о вводе юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем объекта в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и др.
  • обращений, заявлений и других документов о фактах нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований санитарного законодательства при использовании (эксплуатации) объектов, об осуществлении деятельности (проведении работ), влияющей на санитарно-эпидемиологическую безопасность юридического лица, индивидуального предпринимателя, о несоответствии объектов требованиям санитарного законодательства, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения эпидемии либо влекут причинение такого вреда, возникновение эпидемии

Распоряжение руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом Роспотребнадзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (в случаях, предусмотренных законодательством, такое уведомление не требуется).

Перед проведением внеплановой проверки должностными лицами органов Роспотребнадзора должны быть выполнены те же действия, что и при проведении плановой проверки. Кроме того, поскольку проведение внеплановой проверки в случаях, предусмотренных подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012), допускается только по согласованию с органом прокуратуры (по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), то руководителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, их уполномоченному представителю предъявляется также надлежащим образом оформленная копия решения прокуратуры о согласовании внеплановой проверки. По результатам внеплановой проверки выполняется оценка соответствия деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям санитарного законодательства.

Документирование итогов проверки

По окончании плановой или внеплановой проверки должностными лицами Роспотребнадзора составляется акт, в котором указываются:

  • наименование органа Роспотребнадзора
  • дата, время и место составления акта проверки
  • дата и номер распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора
  • наименование проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований санитарного законодательства, их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения
  • фамилии, имена, отчества (последние - при наличии) и должности должностных лиц Роспотребнадзора, проводивших проверку
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи
  • сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя
  • подписи должностных лиц, проводивших проверку
  • иные сведения, существенные для объективного отражения результатов проверки

К акту проверки могут прилагаться протоколы, объяснения лиц (сотрудников проверяемого юридического лица или ИП), на которых возлагается ответственность за нарушение требований санитарного законодательства, а также предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы. Второй экземпляр акта вручается уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Если до составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведённых расследований, экспертиз, то подготовка документа завершается в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения проверочных мероприятий. Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие охраняемую законом тайну, оформляются (и в дальнейшем обрабатываются) с соблюдением требований, предусмотренных в отношении таких сведений законодательством.

Сведения о произведенной проверке фиксируются в соответствующем журнале учета. В случае отсутствия журнала учета проверок отметка об этом включается в акт проверки.

При выявлении нарушений требований санитарного законодательства, лица, проводившие проверку, обязаны:

  • выдать предписание об устранении выявленных нарушений (с указанием сроков устранения)
  • принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности

Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими территорий, объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред уже фактически причинен, то должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять следующие меры:

  • По недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя путем направления материалов дела об административном правонарушении в суд в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
  • Отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота
  • Доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица Роспотребнадзора вправе в соответствии с предписанием обязать проверяемое юридическое лицо, индивидуального предпринимателя:

  • устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований
  • прекратить реализацию не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов
  • провести дополнительные санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия
  • выполнить лабораторные обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и организовать медицинское наблюдение за такими гражданами
  • провести работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган Роспотребнадзора письменные возражения с приложением обосновывающих документов или их копий. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе также обжаловать решение и действия (бездействие) должностного лица, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган Роспотребнадзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, либо вышестоящему должностному лицу, органу Роспотребнадзора, а также в суд.

Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства

Административная ответственность юридических и должностных лиц, а также граждан за нарушения требований санитарного законодательства (правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения) предусмотрена ст. 6.3–6.7 КоАП РФ. В качестве административного взыскания, в зависимости от тяжести проступка, условий его совершения и т. п., в отношении виновных могут быть применены предупреждение, штраф или приостановление деятельности в административном порядке.

Уголовная ответственность должностных лиц, а также граждан за нарушения требований санитарного законодательства (санитарно-эпидемиологических правил) предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации. В зависимости от тяжести проступка, условий его совершения и т. п. виновные могут быть приговорены к штрафу, обязательным или принудительным работам, ограничению либо лишению свободы или лишению права заниматься определённой деятельностью - занимать определенные должности).

Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации виновные в нарушении требований санитарного законодательства могут быть привлечены к дисциплинарной или (и) материальной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности устанавливается соответствующими нормативными актами, а также действующими у работодателя локальными нормативными актами.

Как мы работаем:

  • Подключаемся на любом этапе вашего дела
  • Проведём глубокий анализ ситуации и документов
  • Разработаем индивидуальную стратегию защиты
  • Предложим способы и пути решения проблемы
  • Подготовим план действий
  • Будем защищать ваши интересы в суде до победного конца

Не медлите! Обратитесь в компанию MAXELENT за профессиональной юридической помощью прямо сейчас, если против вас выдвинуты обвинения в нарушении санитарно-эпидемиологических норм (ст. 236 УК РФ) и вам необходима юридическая помощь!

Для получения юридической консультации с проведением правового анализа и нормативно-обоснованного заключения звоните нам по телефону +7 (495) 114-52-78 или отправьте свою заявку через контактную форму на сайте.

Порядок работы с клиентом

Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 114-52-78 или оставьте заявку на сайте

Получите консультацию

Наш адвокат изучит ваш вопрос, документы и даст перспективу и пути решения. Длительность консультации 1 час.

Закажите услугу

Подпишите договор на оказание юридических услуг с фиксированной стоимостью. Мы приступаем к работе немедленно.

Проблема решена!

Адвокаты и юристы компании оказали эффективную помощь и решили вашу проблему.

Запись на консультацию

Наши клиенты

ОТЗЫВЫ

Евгений К.

Спасибо компании MAXELENT и лично адвокату А.В. Нежданову - спас от тюрьмы. История такая. Попал в ДТП и подрался с водителем машины, с которой столкнулся. Позднее тот водитель скончался в больнице. Мне светило 15 лет по ч.4 ст.111 УК РФ. Адвокату Нежданову Алексею Владимировичу удалось доказать, что смерть потерпевшего наступила не в результате нашей драки, а из-за проблемы со здоровьем. Уголовное дело прекратили. Всем рекомендую, это настоящие профи!

01.03.2019

Татьяна Б.

Обращалась в MAXELENT по разделу имущества после развода с мужем. Имущество находилось и в Москве и США. Спасибо за помощь адвокату Нежданову А.В. Получилось разделить имущество честно пополам и без нервотрёпки.

12.02.2019

Все отзывы >

×

Заказ услуги «Мой адвокат»

Максимум 3 файла.
Ограничение 32 МБ.
Допустимые типы: gif jpg png bmp txt rtf odf pdf doc docx ppt pptx xls xlsx rar zip.

Заказать обратный звонок

Предупреждение

* Поля, обязательные для заполнения

Запись на консультацию

Максимум 3 файла.
Ограничение 32 МБ.
Допустимые типы: gif jpg png bmp txt rtf odf pdf doc docx ppt pptx xls xlsx rar zip.

Предупреждение

* Поля, обязательные для заполнения